суббота, 2 февраля 2013 г.

трейдер анекдот жизнь-то налаживается

В прошлую пятницу произошла странная вещь. Теоретически, Национальный банк Украины снял мораторий на досрочное получение депозитов. Но окончательной уверенности в этом нет. Тем более, что Нацбанк пока отмалчивается. Постановление ЂЂЂ 282 от 12 мая аннулирует пункты 2 и 5 кризисного постановления ЂЂЂ413 от 4 декабря. Именно там содержатся строки относительно запрета населению получать депозиты в банках досрочно. Но дело в том, что мораторий был четко прописан только в постановлении ЂЂЂ319 от 11 октября 2008 года. В декабре 2008 вместо него появилось странное постановление ЂЂЂ413. В ней нет слова «запрет» или «мораторий». В статье 2 документа присутствует лишь очень условная формулировка «предпринимать все необходимые меры по обеспечению положительной динамики роста объемов депозитов (прежде в национальной валюте Украины) с целью недопущения досрочного возврата средств, размещенных вкладчиками». Эта условность даже еще в декабре ввела население в заблуждение. Когда постановление ЂЂЂ 413 было обнародовано, кто-то подумал, что мораторий снят. Люди начали штурмовать банки, чтобы получить свои средства. Но через несколько дней появилось письмо за подписью председателя НБУ Владимира Стельмаха, где подтверждался факт продолжения моратория. И до сих пор неизвестно, успел ли кто-нибудь осведомленный забрать крупные суммы досрочно, пользуясь случаем.

Рынок недвижимости в Украине вышел из зоны действия здоровой логики. Цены на квартиры по итогам апреля и начала мая одновременно выросли и упали. Непонятно? Мне тоже. Некоторые аналитики констатируют рост цен и объемов продаж, другие представляют проценты падения цен по реальным сделкам. Такая вот диалектика. То ли действительно параллельные реальности в одной стране уживаются, то ли все зависит от точки зрения. Или, как вариант, кто-то снова пытается слегка обмануть нас. Кто бы это мог быть? Впрочем, не будем забегать вперед. На тему цен на рынке недвижимости и перспектив оного высказались достаточно серьезные и влиятельные люди. А их всегда полезно послушать до того, как делать собственный вывод. Но слушать и верить, как говорят в Одессе, две большие разницы. Об этом тоже стоит помнить. В общем, как ни крути, никакие заявления о внезапном ситуативном росте, даже если они правдивы, сути не меняют. Динамика цен на квартиры в Киеве, областных центрах и вообще городах и селах Украины показывает устойчивое снижение. Потенциальных покупателей продавцы продолжают пугать наступлением «дна» уже вчера и скорым ростом цены. Глава совета директоров Украинской строительной организации Лев Парцхаладзе советует не тянуть с покупкой дольше, чем полгода. Он уверен, что спустя несколько месяцев банки возобновят ипотечное кредитование, и тогда в Украине возможен новый бум недвижимости: «К осени механизм запустится вновь, хотя, конечно, будут еще высокие ставки банковского финансирования». С ним можно согласится, но банкиры на эти оптимистичные заявления реагируют с грустной усмешкой. Ни о каком возобновлении кредитования физлиц под покупку недвижимости речь не идет. Ни в ближайшей перспективе, ни в годовой. Другой заядлый оптимист, директор «Украинской торговой гильдии» Виталий Бойко убежден, что острая нехватка жилья вернет покупателя на рынок. «Но сокращение предложения на первичном рынке и необходимость надежных вложений вернет покупателей на вторичный рынок», - говорит эксперт. Бог ему судья. А также время и рынок. Наверное, у человека все достаточно хорошо в жизни, если его и сегодня беспокоит необходимость надежных вложений. Но он, увы, в меньшинстве.

Мало у кого сейчас есть деньги. Даже традиционно богатый металлургический сектор, явно не может похвастаться свободной ликвидностью. У некоторых банков деньги есть. В предыдущие месяцы девальвации они накопили изрядную валютную подушку. Но нет способа оборачивать эти деньги с выгодой. Даже валютные спекуляции в условиях стабилизации курса не приносят прежнего дохода. Казалось бы, если валютная спекуляция перестала быть столь рентабельной, банки должны направить ресурсы куда-то, где можно получить процентный или инвестиционный доход. Но, видимо, этого пока не происходит. Во-первых, многие банки сами имеют долги, причем долги валютные, и держат валюту для грядущих выплат. Во-вторых, банки вправе ожидать дефолтов от заемщиков, набравших кредиты в докризисное время. И запас ликвидности нужен для компенсации этих возможных убытков и сохранения нарядных балансов. В-третьих, банки, по-видимому, сохраняют девальвационные ожидания. Дальнейшее падение цены на металлургическую продукцию не представляется невозможным. Значит, девальвация спустя месяц-другой может продолжиться. Следовательно, надо продолжать сидеть в валюте, пусть даже сейчас она не растет, а даже снижается. В перспективе нескольких месяцев это все еще наилучшая стратегия. Так рассуждают банки, и они в своем праве. А на что еще тратить деньги? Кредитовать предприятия? Многие ли предприятия сейчас способны обеспечить привлекательное соотношение риска ЂЂЂ доходности для банковского капитала? Пару месяцев назад появились прогнозы о возможной волне корпоративных дефолтов. Прогнозы есть потуга настоящего стать будущим. И коль скоро описанное дефолтное будущее уже настигается настоящим, то надо прогнозировать дальше, вперед. А что дальше, после дефолтов? Что будет, когда энный массив дефолтов произойдет? Среди последствий возможной волны дефолтов наиболее интересным и стратегическим с точки зрения последующего устройства экономики является переход большого объема заложенных активов в собственность банков. Речь идет в основном о двух видах собственности - материальных активах (в виде зданий, оборудования, товаров) и акциях (то есть прямой доли в собственности предприятий).

Политический бизнес «по-украински» продолжает удивлять нас своими особенностями. После того, как на прошлой неделе Кабмин выдал, наконец, свое окончательное решение относительно рекапитализации пострадавших от финансового кризиса коммерческих банков, стало предельно ясно, что в нашей политике честь и совесть ЂЂЂ понятия особого порядка. К сожалению, такая эксклюзивность предполагает скорее аморальность, а не наоборот. Подтвердить это может то, как украинское правительство, так настойчиво исповедовавшее идею повального выкупа банков в госсобственность, вдруг взяло и изменило правила игры для отдельно взятых финансовых учреждений, находящихся под контролем особо привилегированных особ. Еще в середине апреля премьер-министр Украины Юлия Тимошенко озвучила стране правила планируемого рефинансирования поиздержавшихся в кризис отечественных комбанков. Глава правительства поставила довольно жесткие условия для тех, кому понадобилась помощь государства ЂЂЂ переходящий в собственность Украины процент акций рекапитализируемых банков должен был составлять от 91 до 99%. Если конкретнее, речь шла о 99% акций «Родовид Банка», «Укрпромбанка» и банка «Киев», а так же 91,8% акций банка «Надра», и 75%+1 акция Имэксбанка и Укргазбанка. Те же условия касались и небезызвестного банка «Финансы и кредит», входящего в бизнес-империю депутатствующего в Раде от БЮТ бизнесмена Константина Жеваго. Однако, требования Тимошенко его не устроили, собственно, из-за чего впоследствии благие намерения Юлии Владимировны в банковском секторе и накрылись медным тазом. Акционеры финучреждения Жеваго с ходу запросили особые условия рекапитализации ЂЂЂ 60%+1 акция, плюс передача 15% акций в управление государству. Поразительно, но глава правительства на это отреагировала не гневными тирадами, схожими с теми, которыми она награждает «для прессы» своих министров. Нет, чтобы попросту отшить ЖевагоЂЂЂ Тимошенко же, сразу задумалась над тем, как бы ублажить несговорчивого «бледносердечного» партийного спонсора. О том, что размышления Леди Ю шли именно в таком ключе, стали свидетельствовать прежде всего новые месседжи из Кабмина о том, что Банк «Финансы и Кредит» может быть рекапитализирован на льготных условиях. Тимошенко оправдывала свою снисходительность тем, что банк Жеваго соответствует критериям рекапитализации, и говорила о проведении неких «дискуссий» с собственниками «Финансы и кредит» относительно доли передаваемых в собственность государства акций банка.

В последнее время рекомендации на покупку государственных еврооблигаций Украины не давали, наверное, только самые ленивые аналитики. И действительно, ценная бумага, выпущенная таким серьезным эмитентом как государство, и сулящая 48-процентную годовую доходность, очевидно, является интересным инструментом для инвестирования, если бы не одно "но" - угроза дефолта. Термин, столь часто муссируемый журналистами, политиками и простыми гражданами, остается для многих малопонятным. Корпоративным дефолтом называется отказ юридического лица производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам. Не получив в срок платежи, кредиторы обращаются в суд, чтобы заставить заемщика рассчитаться, а в противном случае - объявить его банкротом. Как правило, неспособность обслуживать и погашать взятые долги возникает вследствие объективного отсутствия свободных ликвидных средств у заемщика. Ведь если средства для погашения долга на самом деле имеются, то исполнительная служба все равно это выявит и заставит рассчитаться с кредиторами. Если же денег на счетах компании-должника действительно нет, то кредиторы развязывают процедуру банкротства, распродают ее активы с молотка и фактически хоронят бизнес заемщика. А что же тогда такое дефолт государства? Это отказ правительства платить по государственным долгам - внутренним и внешним. Хотя отечественное законодательство дает четкую дефиницию лишь внутреннему государственному долгу, логика определения внешнего долга аналогична. Это задолженности казначейства перед международными финансовыми организациями и органами управления других стран, а также гособлигации внешнего займа.

На днях наш дражайший глава государства Виктор Андреевич Ющенко оказался под настоящим «перекрестным огнем». Отечественные банкиры, а именно представители Нацбанка и Ассоциации «Украинского кредитно-банковского союза», в один голос стали говорить о том, чтобы Гарант хорошенько подумал, прежде чем подписывать Закон ЂЂЂ3459-1 о введении моратория на отчуждение у физических лиц жилой недвижимости, являющейся залогом по кредитам. В такой ситуации президент оказался перед сложной дилеммой: либо поддержать явно популистское решение парламента, и тем самым «подтянуть» свои электоральные баллы, либо ветировать закон во имя спасения банковской системы. Такие панические настроения банковского сообщества Украины на самом деле небеспочвенны - принятие Закона ЂЂЂ3459-1 обещает спровоцировать усугубление кризиса в отечественной банковской системе. Сегодня большинство экспертов сходится во мнении о том, что после подписания закона о моратории президентом, заемщики смогут без серьезных для себя последствий не гасить ипотечные кредиты. С этим нельзя не согласиться. Если ранее главной острасткой для покупателей недвижимости «в ипотеку» было именно изъятие залогового имущества по причине невыплат по кредиту, после вступления в силу моратория, они не упустят возможности сами себе устроить «кредитные каникулы». Массовость же таких случаев (а не стоит сомневаться, что в кризис невыплаты будут носить именно подобный характер) подорвет и без того шаткое финансовое состояние отечественной банковской системы. Ведь мало того, что в кассу банков перестанут поступать кредитные платежи, финучреждения еще и не смогут компенсировать связанные с этим убытки посредством реализации изъятого у должников залогового имущества.

Вчера излишняя разговорчивость столичного градоначальника Леонида Черновецкого предоставила Украине редкую возможность подловить дражайшую Юлию Владимировну Тимошенко на нечестных играх с Госбюджетом. Сейчас леди-премьер изо всех сил старается доказать народу, что ее титаническими усилиями страну, хоть и потихоньку, но удается вырвать из крепких «объятий» мирового финансового кризиса, и в должном объеме наполнить казну. В качестве доказательства своей плодотворной работы на благо государства Тимошенко недавно заметила, что Госбюджет нынче наполняется с перевыполнением плана. Киевский мэр же, подбросил почву для размышлений о том, каким именно способом главе правительства удается выдавать такие рекордные показатели. Конечно же, услышать в столь трудное для страны время от премьер-министра вести о том, что государственный «кошелек» буквально трещит по швам, и Отчизна в финансовом всеоружии, было очень приятно. Воодушевляло и то, с какой твердостью кабминовская «хозяйка» заявляла о бюджетном позитиве. «Госбюджет за четыре месяца этого года перевыполнен почти на 4%. Много было критики, когда составлялся бюджет, много и сегодня громких выступлений и заявлений относительно того, что бюджет должен пересматриваться, потому что он нереальный. Так вот ЂЂЂ четыре месяца подряд госбюджет перевыполняется», ЂЂЂ сказала Юлия Тимошенко на заседании Кабмина в начале мая. Она отметила, что в апреле госбюджет был перевыполнен больше, чем в предыдущие месяцы, ЂЂЂ на 10,7%, общий фонд ЂЂЂ на 5,7%, спецфонд ЂЂЂ на 33,5%. Кроме того, премьерша похвасталась и тем, что нынче перевыполняется план поступлений в Пенсионный фонд, сокращается инфляция, вовремя выплачивается зарплата бюджетным организациям и ликвидирована задолженность по выплате зарплат шахтерам. В общем, жизнь в Украине вроде как налаживаетсяЂЂЂ При таком позитиве, конечно, не хочется быть брюзгой, но, все же, задаешься вопросом ЂЂЂ откуда у Юлии Владимировны мог взяться такой объем финансовых средств для наполнения бюджета, что аж «переливается через край»?

Европа не может оказать финансовую помощь Украине, ранее заявившей о сложностях с оплатой поставленного российского газа. Об этом заявил премьер-министр России Владимир Путин. Он предложил выделить часть из 10 миллиардов долларов, которые Россия могла бы вложить в облигации Международного валютного фонда (МВФ), на решение газовых проблем. "Сегодня обсудил тему поставок газа через Украину и возможные пути решения проблемы в телефонном разговоре с (председателем Еврокомиссии) Жозе-Мануэлем Баррозу. Судя по реакции европейских лидеров, Евросоюз не в состоянии оказать Украине необходимую финансовую помощь. При этом звучали ссылки на острый экономический кризис, а также на внутренние правила и процедуры ЕС", - говорится в заявлении Путина, опубликованном в пятницу вечером на его официальном сайте. "Средства, выделяемые Россией, должны быть использованы в первую очередь для помощи нашим соседям по СНГ, в том числе для решения проблем, с которыми столкнулась Украина в энергетической сфере", - отмечается в документе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий